Глава 5. Дополнительные примеры классов и модулей
В этой главе приведены более масштабные примеры использования классов, объектов и модулей. При разработке банковского счета задействованы многие возможности объектов. В главе показано, как модули стандартной библиотеки используются в качестве классов. В конце главы на примере оконных менеджеров описывается шаблон проектирования, известный как виртуальные типы.
5.1 Банковский счет
В этом разделе иллюстрируются особенности объектов и наследования
на примере уточнения, отладки и специализации
первоначального грубого определения банковского счета
(повторно используется модуль Euro, разработанный в конце
главы 3).
#let euro = new Euro.c;;
val euro : float -> Euro.c = <fun>
#let zero = euro 0.;;
val zero : Euro.c = <obj>
#let neg x = x#times (-1.);;
val neg : < times : float -> 'a; .. > -> 'a = <fun>
#class account =
object
val mutable balance = zero
method balance = balance
method deposit x = balance <- balance # plus x
method withdraw x =
if x#leq balance then (balance <- balance # plus (neg x); x) else zero
end;;
class account :
object
val mutable balance : Euro.c
method balance : Euro.c
method deposit : Euro.c -> unit
method withdraw : Euro.c -> Euro.c
end
#let c = new account in c # deposit (euro 100.); c # withdraw (euro 50.);;
- : Euro.c = <obj>
Теперь мы расширим класс, добавив метод для вычисления процентов.
#class account_with_interests =
object (self)
inherit account
method private interest = self # deposit (self # balance # times 0.03)
end;;
class account_with_interests :
object
val mutable balance : Euro.c
method balance : Euro.c
method deposit : Euro.c -> unit
method private interest : unit
method withdraw : Euro.c -> Euro.c
end
Метод interest объявлен как приватный,
поскольку он, очевидно, не должен вызываться извне.
Таким образом он доступен лишь для субклассов, которые
ежемесячно или ежегодно будут обновлять счет.
Кроме того, стоит исправить ошибку
в текущем определении: методом deposit
можно снимать деньги, положив на счет отрицательную сумму.
Это просто:
#class safe_account =
object
inherit account
method deposit x = if zero#leq x then balance <- balance#plus x
end;;
class safe_account :
object
val mutable balance : Euro.c
method balance : Euro.c
method deposit : Euro.c -> unit
method withdraw : Euro.c -> Euro.c
end
Однако есть и более тонкий способ исправить ошибку:
#class safe_account =
object
inherit account as unsafe
method deposit x =
if zero#leq x then unsafe # deposit x
else raise (Invalid_argument "deposit")
end;;
class safe_account :
object
val mutable balance : Euro.c
method balance : Euro.c
method deposit : Euro.c -> unit
method withdraw : Euro.c -> Euro.c
end
В этом случае не требуеся знать реализацию
метода deposit.
Ради возможности отслеживать операции со счетом
в класс добавляется изменяемая переменная history и
приватный метод trace, помещающий в журнал запись об операции.
Кроме того, все журналируемые методы переопределяются.
#type 'a operation = Deposit of 'a | Retrieval of 'a;;
type 'a operation = Deposit of 'a | Retrieval of 'a
#class account_with_history =
object (self)
inherit safe_account as super
val mutable history = []
method private trace x = history <- x :: history
method deposit x = self#trace (Deposit x); super#deposit x
method withdraw x = self#trace (Retrieval x); super#withdraw x
method history = List.rev history
end;;
class account_with_history :
object
val mutable balance : Euro.c
val mutable history : Euro.c operation list
method balance : Euro.c
method deposit : Euro.c -> unit
method history : Euro.c operation list
method private trace : Euro.c operation -> unit
method withdraw : Euro.c -> Euro.c
end
Может возникнуть потребность одновременно открыть счет и перевести на него некоторую сумму. Первоначальное определение не позволяет это делать, но проблема решается с помощью инициализатора:
#class account_with_deposit x =
object
inherit account_with_history
initializer balance <- x
end;;
class account_with_deposit :
Euro.c ->
object
val mutable balance : Euro.c
val mutable history : Euro.c operation list
method balance : Euro.c
method deposit : Euro.c -> unit
method history : Euro.c operation list
method private trace : Euro.c operation -> unit
method withdraw : Euro.c -> Euro.c
end
Есть решение лучше:
#class account_with_deposit x =
object (self)
inherit account_with_history
initializer self#deposit x
end;;
class account_with_deposit :
Euro.c ->
object
val mutable balance : Euro.c
val mutable history : Euro.c operation list
method balance : Euro.c
method deposit : Euro.c -> unit
method history : Euro.c operation list
method private trace : Euro.c operation -> unit
method withdraw : Euro.c -> Euro.c
end
Оно безопаснее, так как
вызов метода deposit автоаматически
влечет за собой проверку значения и запись о событии в журнал.
Проверим:
#let ccp = new account_with_deposit (euro 100.) in let balance = ccp#withdraw (euro 50.) in ccp#history;;
- : Euro.c operation list = [Deposit <obj>; Retrieval <obj>]
Закрытие счета осуществляется следующей полиморфной функцией:
#let close c = c#withdraw (c#balance);;
val close : < balance : 'a; withdraw : 'a -> 'b; .. > -> 'b = <fun>
Разумеется, она рабоает для всех типов счетов.
Наконец, несколько версий счета собираются
в модуль Account, абстрагированный от типа валюты:
#let today () = (01,01,2000) (* приблизительно *)
module Account (M:MONEY) =
struct
type m = M.c
let m = new M.c
let zero = m 0.
class bank =
object (self)
val mutable balance = zero
method balance = balance
val mutable history = []
method private trace x = history <- x::history
method deposit x =
self#trace (Deposit x);
if zero#leq x then balance <- balance # plus x
else raise (Invalid_argument "deposit")
method withdraw x =
if x#leq balance then
(balance <- balance # plus (neg x); self#trace (Retrieval x); x)
else zero
method history = List.rev history
end
class type client_view =
object
method deposit : m -> unit
method history : m operation list
method withdraw : m -> m
method balance : m
end
class virtual check_client x =
let y = if (m 100.)#leq x then x
else raise (Failure "Insufficient initial deposit") in
object (self) initializer self#deposit y end
module Client (B : sig class bank : client_view end) =
struct
class account x : client_view =
object
inherit B.bank
inherit check_client x
end
let discount x =
let c = new account x in
if today() < (1998,10,30) then c # deposit (m 100.); c
end
end;;
Таким образом, модули помогают группировать определения классов, которые в результате рассматриваются как единое целое. Подобный модуль предоставляется банком как для внешнего, так и для внутреннего использования. Он реализован как функтор, абстрагированный от конкретной валюты, поэтому один и тот же код подходит для работы со счетами, ведущимися в разных денежных единицах.
Класс bank является полной
реализацией банковского счета (его можно встраивать). Он пригоден для дальнешего расширения, уточнения и т.д. Клиент же, напротив, увидит только client_view.
#module Euro_account = Account(Euro);; module Client = Euro_account.Client (Euro_account);; new Client.account (new Euro.c 100.);;
Клиенты не имеют прямого доступа ни к методу balance,
ни к history. Единственный для них способ изменить состояние
счета - это положить или снять деньги. Необходимо предоставить клиентам именно класс,
а не просто возможность создавать счета (типа поощрительного
счета discount), чтобы они могли персонализовать его.
Например, клиент может расширить методы deposit
и withdraw, чтобы вести собственную финансовую историю.
С другой стороны, функция discount определена так,
что ее персонализация невозможна.
Клиентская часть должна быть построена как функтор
Client, тогда даже после специализации
класса bank создание клиентских счетов
останется возможным. Функтор в этом случае может остаться неизменным
и даже в новом определении будет создавать клиентскую часть.
#module Investment_account (M : MONEY) =
struct
type m = M.c
module A = Account(M)
class bank =
object
inherit A.bank as super
method deposit x =
if (new M.c 1000.)#leq x then
print_string "Would you like to invest?";
super#deposit x
end
module Client = A.Client
end;;
Точно так же можно переопределить и функтор Client,
дополнив его новыми возможностями, доступными клиенту.
#module Internet_account (M : MONEY) =
struct
type m = M.c
module A = Account(M)
class bank =
object
inherit A.bank
method mail s = print_string s
end
class type client_view =
object
method deposit : m -> unit
method history : m operation list
method withdraw : m -> m
method balance : m
method mail : string -> unit
end
module Client (B : sig class bank : client_view end) =
struct
class account x : client_view =
object
inherit B.bank
inherit A.check_client x
end
end
end;;
5.2 Простые модули как классы
Может возникнуть вопрос, возможно ли рассматривать
как объекты примитивные типы, такие как целые числа или строки.
Для строк или целых чисел в этом особого смысла обычно нет,
но в некоторых ситуациях подобные вещи полезны. Пример тому - класс money.
Ниже показано, как это делается для строк.
5 . 2.1 Строки
Наивное определение строки может быть таким:
#class ostring s =
object
method get n = String.get n
method set n c = String.set n c
method print = print_string s
method copy = new ostring (String.copy s)
end;;
class ostring :
string ->
object
method copy : ostring
method get : string -> int -> char
method print : unit
method set : string -> int -> char -> unit
end
Однако метод copy возвращает объект
класса string, а не текущего класса.
Поэтому при дальнейшем расширении copy будет возвращать
только объект родительского класса:
#class sub_string s =
object
inherit ostring s
method sub start len = new sub_string (String.sub s start len)
end;;
class sub_string :
string ->
object
method copy : ostring
method get : string -> int -> char
method print : unit
method set : string -> int -> char -> unit
method sub : int -> int -> sub_string
end
Как мы видели в разделе 3.15, выходом может быть
использование функционального обновления. Надо создать переменную экземпляра,
хранящую значение s.
#class better_string s =
object
val repr = s
method get n = String.get n
method set n c = String.set n c
method print = print_string repr
method copy = {< repr = String.copy repr >}
method sub start len = {< repr = String.sub s start len >}
end;;
class better_string :
string ->
object ('a)
val repr : string
method copy : 'a
method get : string -> int -> char
method print : unit
method set : string -> int -> char -> unit
method sub : int -> int -> 'a
end
Как видно из сокращения, методы copy
и sub теперь возвращают объекты того же типа,
что и сам класс.
Еще одно затруднение проявляется в реализации
метода concat. Чтобы объединить две строки, надо
получить доступ извне к переменной экземпляра. Поэтому появляется
метод repr, возвращающий s.
Вот правильное определение строки:
#class ostring s =
object (self : 'mytype)
val repr = s
method repr = repr
method get n = String.get n
method set n c = String.set n c
method print = print_string repr
method copy = {< repr = String.copy repr >}
method sub start len = {< repr = String.sub s start len >}
method concat (t : 'mytype) = {< repr = repr ^ t#repr >}
end;;
class ostring :
string ->
object ('a)
val repr : string
method concat : 'a -> 'a
method copy : 'a
method get : string -> int -> char
method print : unit
method repr : string
method set : string -> int -> char -> unit
method sub : int -> int -> 'a
end
Можно определить еще один конструктор класса, возвращающий неинициализированную строку заданнной длины:
#class cstring n = ostring (String.create n);;
class cstring : int -> ostring
Доступ к реализации строки, вероятно, безопасен.
Однако, можно и скрыть реализацию, как это делалось для валюты
в классе money в разделе 3.16.
5 . 2.2 Стеки
Для параметризованных типов данных иногда непонятно, стоит ли использовать модули или классы. Действительно, в некоторых ситуациях оба подхода дают примерно одинаковый результат. Стек, например, может быть реализован непосредственно как класс.
#exception Empty;;
exception Empty
#class ['a] stack =
object
val mutable l = ([] : 'a list)
method push x = l <- x::l
method pop = match l with [] -> raise Empty | a::l' -> l <- l'; a
method clear = l <- []
method length = List.length l
end;;
class ['a] stack :
object
val mutable l : 'a list
method clear : unit
method length : int
method pop : 'a
method push : 'a -> unit
end
Однако написать метод для итерации по стеку гораздо сложнее.
Метод fold будет иметь
тип ('b -> 'a -> 'b) -> 'b -> 'b.
'a здесь является параметром стека.
Параметр 'b относится не к классу
'a stack, а к параметру метода fold.
Проще всего сделать 'b дополнительным параметром
класса stack.
#class ['a, 'b] stack2 =
object
inherit ['a] stack
method fold f (x : 'b) = List.fold_left f x l
end;;
class ['a, 'b] stack2 :
object
val mutable l : 'a list
method clear : unit
method fold : ('b -> 'a -> 'b) -> 'b -> 'b
method length : int
method pop : 'a
method push : 'a -> unit
end
Но тогда метод fold данного объекта
будет применим только к функциям, имеющим тот же тип:
#let s = new stack2;;
val s : ('_a, '_b) stack2 = <obj>
#s#fold (+) 0;;
- : int = 0
#s;;
- : (int, int) stack2 = <obj>
Лучше использовать полиморфные методы,
появшиеся в Objective Caml с версии 3.05. Они позволяют считать
переменную 'b универсально квантифицируемой, так что
метод fold получает тип
Forall 'b. ('b -> 'a -> 'b) -> 'b -> 'b.
В данном случае требуется явное объявление типа метода, поскольку
механизм проверки типов не может сам определить полиморфный тип.
#class ['a] stack3 =
object
inherit ['a] stack
method fold : 'b. ('b -> 'a -> 'b) -> 'b -> 'b
= fun f x -> List.fold_left f x l
end;;
class ['a] stack3 :
object
val mutable l : 'a list
method clear : unit
method fold : ('b -> 'a -> 'b) -> 'b -> 'b
method length : int
method pop : 'a
method push : 'a -> unit
end
5 . 2.3 Хэш-таблицы
Упрощенная версия объектно-ориентированной хэш-таблицы может иметь следующий тип класса:
#class type ['a, 'b] hash_table =
object
method find : 'a -> 'b
method add : 'a -> 'b -> unit
end;;
class type ['a, 'b] hash_table = object method add : 'a -> 'b -> unit method find : 'a -> 'b end
Для небольших хэш-таблиц подходит реализация с использованием ассоциативного списка:
#class ['a, 'b] small_hashtbl : ['a, 'b] hash_table =
object
val mutable table = []
method find key = List.assoc key table
method add key valeur = table <- (key, valeur) :: table
end;;
class ['a, 'b] small_hashtbl : ['a, 'b] hash_table
Лучшую масштабируемость обеспечивает реализация основанная на настоящих хэш-таблицах, элементы которых... также являются маленькими хэш-таблицами.
#class ['a, 'b] hashtbl size : ['a, 'b] hash_table =
object (self)
val table = Array.init size (fun i -> new small_hashtbl)
method private hash key =
(Hashtbl.hash key) mod (Array.length table)
method find key = table.(self#hash key) # find key
method add key = table.(self#hash key) # add key
end;;
class ['a, 'b] hashtbl : int -> ['a, 'b] hash_table
5 . 2.4 Наборы
Реализация наборов связана с очередной трудностью.
Дело в том, что метод union должен иметь доступ к
внутреннему представлению другого объекта того же класса.
Это второе появление дружественных функций (первое было в разделе
3.16). Действительно, Set тоже реализуется как модуль
без объектов.
В объектно-ориентированной версии наборов требуется только
добавить метод tag, возвращающий представление набора.
Поскольку набор параметризуется типом элементов, этот метод имеет
параметрический тип 'a tag, конкретный в определении
модуля, но абстрактный в сигнатуре. Таким образом, два объекта с
методом tag одного типа гарантировано будут иметь
общее представление извне.
#module type SET =
sig
type 'a tag
class ['a] c :
object ('b)
method is_empty : bool
method mem : 'a -> bool
method add : 'a -> 'b
method union : 'b -> 'b
method iter : ('a -> unit) -> unit
method tag : 'a tag
end
end;;
module Set : SET =
struct
let rec merge l1 l2 =
match l1 with
[] -> l2
| h1 :: t1 ->
match l2 with
[] -> l1
| h2 :: t2 ->
if h1 < h2 then h1 :: merge t1 l2
else if h1 > h2 then h2 :: merge l1 t2
else merge t1 l2
type 'a tag = 'a list
class ['a] c =
object (_ : 'b)
val repr = ([] : 'a list)
method is_empty = (repr = [])
method mem x = List.exists ((=) x) repr
method add x = {< repr = merge [x] repr >}
method union (s : 'b) = {< repr = merge repr s#tag >}
method iter (f : 'a -> unit) = List.iter f repr
method tag = repr
end
end;;
5.3 Шаблон субъект/наблюдатель
Следующий пример, известный как шаблон субъект/наблюдатель, часто связывается в литературе со сложной проблемой наследования классов, объединенных внутренними отношениями. Как правило, определяются два класса, рекурсивно взаимодействующие друг с другом.
Класс observer включает характерный
метод notify, принимающий два аргумента - субъект и
событие, требующее действия.
#class virtual ['subject, 'event] observer =
object
method virtual notify : 'subject -> 'event -> unit
end;;
class virtual ['a, 'b] observer : object method virtual notify : 'a -> 'b -> unit end
Класс subject записывает наблюдателей в
переменную экземпляра и с помощью метода
notify_observers рассылает всем им
сообщения notify с событием e.
#class ['observer, 'event] subject =
object (self)
val mutable observers = ([]:'observer list)
method add_observer obs = observers <- (obs :: observers)
method notify_observers (e : 'event) =
List.iter (fun x -> x#notify self e) observers
end;;
class ['a, 'b] subject :
object ('c)
constraint 'a = < notify : 'c -> 'b -> unit; .. >
val mutable observers : 'a list
method add_observer : 'a -> unit
method notify_observers : 'b -> unit
end
Обычно наиболее сложно определять классы по этому шаблону с помощью наследования. В OCaml подобные проблемы решаются естественным и очевидным способом, как показано ниже в примере с окнами.
#type event = Raise | Resize | Move;;
type event = Raise | Resize | Move
#let string_of_event = function
Raise -> "Raise" | Resize -> "Resize" | Move -> "Move";;
val string_of_event : event -> string = <fun>
#let count = ref 0;;
val count : int ref = {contents = 0}
#class ['observer] window_subject =
let id = count := succ !count; !count in
object (self)
inherit ['observer, event] subject
val mutable position = 0
method identity = id
method move x = position <- position + x; self#notify_observers Move
method draw = Printf.printf "{Position = %d}\n" position;
end;;
class ['a] window_subject :
object ('b)
constraint 'a = < notify : 'b -> event -> unit; .. >
val mutable observers : 'a list
val mutable position : int
method add_observer : 'a -> unit
method draw : unit
method identity : int
method move : int -> unit
method notify_observers : event -> unit
end
#class ['subject] window_observer =
object
inherit ['subject, event] observer
method notify s e = s#draw
end;;
class ['a] window_observer :
object
constraint 'a = < draw : unit; .. >
method notify : 'a -> event -> unit
end
Неудивительно, что тип window рекурсивен.
#let window = new window_subject;;
val window : < notify : 'a -> event -> unit; _.. > window_subject as 'a = <obj>
Однако классы window_subject и
window_observer не рекурсивны взаимно:
#let window_observer = new window_observer;;
val window_observer : < draw : unit; _.. > window_observer = <obj>
#window#add_observer window_observer;;
- : unit = ()
#window#move 1;;
{Position = 1}
- : unit = ()
Классы window_subject и window_observer
могут быть расширены через наследование.
Например, subject может получить новые функции, а функции
наблюдателя могут быть переопределены:
#class ['observer] richer_window_subject =
object (self)
inherit ['observer] window_subject
val mutable size = 1
method resize x = size <- size + x; self#notify_observers Resize
val mutable top = false
method raise = top <- true; self#notify_observers Raise
method draw = Printf.printf "{Position = %d; Size = %d}\n" position size;
end;;
class ['a] richer_window_subject :
object ('b)
constraint 'a = < notify : 'b -> event -> unit; .. >
val mutable observers : 'a list
val mutable position : int
val mutable size : int
val mutable top : bool
method add_observer : 'a -> unit
method draw : unit
method identity : int
method move : int -> unit
method notify_observers : event -> unit
method raise : unit
method resize : int -> unit
end
#class ['subject] richer_window_observer =
object
inherit ['subject] window_observer as super
method notify s e = if e <> Raise then s#raise; super#notify s e
end;;
class ['a] richer_window_observer :
object
constraint 'a = < draw : unit; raise : unit; .. >
method notify : 'a -> event -> unit
end
Можно даже создать новый тип наблюдателя:
#class ['subject] trace_observer =
object
inherit ['subject, event] observer
method notify s e =
Printf.printf
"<Window %d <== %s>\n" s#identity (string_of_event e)
end;;
class ['a] trace_observer :
object
constraint 'a = < identity : int; .. >
method notify : 'a -> event -> unit
end
и привязать несколько наблюдателей к одному субъекту:
#let window = new richer_window_subject;;
val window : < notify : 'a -> event -> unit; _.. > richer_window_subject as 'a = <obj>
#window#add_observer (new richer_window_observer);;
- : unit = ()
#window#add_observer (new trace_observer);;
- : unit = ()
#window#move 1; window#resize 2;;
<Window 2 <== Move>
<Window 2 <== Raise>
{Position = 1; Size = 1}
{Position = 1; Size = 1}
<Window 2 <== Resize>
<Window 2 <== Raise>
{Position = 1; Size = 3}
{Position = 1; Size = 3}
- : unit = ()